Перейти к содержимому
Главная страница » Новости » Три прыга

Три прыга

    Прыжок участника Взгляд с высоты

    «Когда очень хочешь сострить, иной раз приврешь. (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

    Знакомство с парашютизмом произошло в детстве. Когда было 7 лет жил в деревне Поляна (сегодня нежилая) колхоза Красный восток Зубовскокого сельсовета Семеновского района Горьковской области. Восточней деревни на прогоне в погожий солнечный летний денек праздно болтались с друзьями в поле около колхозного амбара недалеко от оврага, где мирно паслось большое стадо коров с быком и овец с бараном.

    Было очень спокойно, тихо. Вдруг мы с товарищами услышали гул мотора, не похожий на привычный звук мотоцикла, трактора или машины. Самолета не увидел, но буквально в метрах пятисот появились три белых купола спускающих к земле. Неожиданно. Мы подбежали к ним. Поглазели на чудо. Вскоре они по одному приземлились, очень быстро стали подтягивать парашют за стропы, сминать его, взяли в руки и ушли в к дороге в неизвестном направлении. Вероятно к машине, которую тоже не увидел. Что то спрашивать постеснялись и эти парни были не разговорчивы и как мне показалось с другой планеты.

    Учеба в Горьковском авиационном техникуме им. П. И. Баранове, служба в советской армии в Монголии работа на Горьковском Авиационном заводе им. Серго Ордженикидзе, занятие в секции дельтапланеризма, учеба на Радиофаке на вечернем отделении университета Н. И. Лобачевскокого, кстати в соседнем корпусе в подвале общежития была секция парашютизма, прогуливая лекции записался туда. Там учили укладывать парашют, Пошёл! дергать кольцо через три секунды после отделения из самолета на счёт 521; 522; 523! Кольцо! Купол! Осмотреть купол, чтобы был полностью раскрыт. Чека! Выдернуть чеку, чтобы не раскрылся запасной, иначе он сработает автоматически на высоте четыреста метров. И потом сосредоточиться на приземлении. Развернуться на ремнях навстречу набегающей земле. Ноги вместе, немного согнуты а коленях, напряжены. Ботинки должны быть высокими, крепкими, плотно подогнаны под голеностоп. Думаю, что кто служил в ВДВ это знают наизусть, как Отче наше. Но прыгнуть не сложилось. Серьёзная травма позвоночника. Операция. Реабилитация. Костыли. Каждый день домашняя «качалка» на тренажере Юрия Николаевича Юлина из Химико-механического техникума Дзержинска, не бросая занятий в дельтапланерном кружке. Только уже СЛА-мото. (Сверхлегкая авиация) Простыми словами дельталёт с двигателем двухместный весом не более 498 кг с полной загрузкой. Все выходные и когда сборы (подготовка, соревнования) на аэродроме в Богородске или выезд на другие взлетно-посадочные полосы, в другие города: Орел, Тамбов, Коломна, Волгоград штурманом с командиром Воробьевым Валерием и Решетняк Денис, которого готовил к самостоятельному вылету. Но это отдельный рассказ, уважаемый читатель.

    Вместе же и строили аппараты. Занимался пошивом паруса крыла. Сделано было 8 дельталетов, то есть было сшито восемь парусов (дельталетное звено) до 2005 года пока не сократили при заводе НАЗ «Сокол» 76 отдел (Авиационный спортивно-технический клуб Сокол), который возглавлял замечательный руководитель Васильев Александр Николаевич. В девяностых, будучи активно занимаясь в Богородске тренировочными полетами на дельталете с большим любопытством рассматривал как прыгают с аэроплана АН-2 который пилотировал Николай Коломенский, парашютисты. Пилоты не любят прыгать. Николай исключение. Руководил прыжками Виктор Фольман спортсменами и Валентина Тарасова начинающими Сначала белые большие круглые купола, так называемые перворазники, случалось что забыв выдернуть чеку запасного приземлялись на двух, потом спортсмены на крыле прямоугольной формы, хорошо управляемый приземлялись они точно в круг диаметром 10 метров. Понимал, что никогда не буду на их месте. Было два случая когда на дельталете поднимал спортсмена Сергея из Бора, фамилию к сожалению забыл, на высоту 900 метров и он отделялся. Двигатель перед отделением надо обязательно выключить для безопасности.

    И вот однажды мне позвонил знакомый Юрия Баусов общественника, с которым мы познакомились на экологическом супермарафоне на инвалидных колясках 10 тысяч километров Семипалатинск- Челябинск- Чернобыль некто Сергей Потехин (они москвичи) и пригласил нас в 1997 году на Робинзонаду в Карелии. Он один из руководителей некомерческой организации Российский спортивный союз инвалидов (РССИ) программа «Небо открытое для всех».

    На Онежском озере планировали приводнение на куполе Д-5у. По инструктажу при приводнение посадка по-другому. Перед водой расстегнуться в системе и развернуться в системе чтобы поверхность не «набегала» на тебя, наоборот, чтоб бы «убегала». Это для того что бы купол лег по ветру назад за спину. Но снова по обстоятельствам не сложилось.

    Наблюдая моё трепетное отношение к пятому океану, весной 1998 года Потехин Сергей на день Победы 9 мая пригласил только вместе с Бурлаковым Сергеем (именитый спортсмен по легкой атлетики, плаванию и т.д. состоящий в международном реестре паралимпийцев). В Дзержинске как раз проходили отборочные соревнования по плаванию среди инвалидов. Вообще на мой взгляд Дзержинск самый спортивный город среди паралимпийцев. Подал заявку. Приняли участником. Приплыл последним даже с коэффициентом 0,75 (в параолимпийских соревнованиях врачи ставят коэффициент трудности «увечья» нет руки, или ноги к примеру, хоть и ходил в 4 классе в бассейн по абонементу за 3 рубля как многие советские школьники. Руководил этими отборочными соревнованиями Вадим Морозов, кстати десантник. (бывших не бывает). Самое главное что там мне пришлось с большим трудом убедить Бурлакова Сергея поехать в Москву на праздник в двойной подвеске, тандем прыжок. В нашем городе в то время так прыгал только один Руслан Жебрун, но он большой и брал с собой относительно легких. Встретил нас с Ярославского вокзала Потехин и отвез за 70 км в Волосово на аэродром. Переночевали в местной гостинице. И весь день до шести вечера ждали погоды. Дул свежий ветер. С нами ещё готовился к прыжку 82-летний участник. Фронтовик. В время войны полковник, начальник эскадрильи. Очень интересный.

    В шесть вечера ветер стих. Нас всех, пригласили (дали команду) на Манифест, так парашютисты называют свой командный пункт готовиться. Восемь инструкторов вместе с восьмью курсантами, ещё раз прошли инструктаж и четыре спортсмена операторы. Всё строго и оперативно. Вся расслабленность праздного дня пропала. Погрузились на борт легендарного, массового вертолёта Ми-8. Команда. И пять лопастей с особенным характерным звуком, присущий только одновинтовой схемы Миля нашу команду стали уверенно поднимать вверх. В салоне тесно и жарко от двух газотурбинных двигателей. Потом Все деловито задвигались. Стали надевать цветные шлема, очки, перчатки, проверка креплений сцепок подвески. Одна стройная, симпатичная в белом комбинезоне с камерой на шлеме проходит ближе к выходу, От волнения и галантности в тесноте подаю руку. Она только улыбнулась, прошла к выходу и вместо того чтобы отделиться по трубам стойки шасси перебралась на колесо вертолета, как потом понял снимать других. С инструктором из Краснодара мы отделись раньше. Когда выдвигались к выходу Бурлаков говорит, что глаза из под очков выпучены, как ведущего на убой поросенка, нет бы на эшафот, поблагородней как то. Нырнули вниз. Говорят, что, когда «сигаешь» вертолета падаешь как в колодец. Пролетев с огромной скоростью 20 секунд. Хлопок. Повисли на стропах и ещё минуту или полторы парили на крыле. Перед посадкой ноги к себе. Приземление. Были у меня часы с символическим названием Полет. Не стало. Крепление браслета слабое. Вечером банкет. Поздравления. То был первый прыжок. Когда в железнодорожной кассе спросили, зачем приезжали в Москву. -С парашютом прыгать. Не поверили…

    Спустя 12 лет в 2020 дело РССИ продолжил у нас в Нижегородской области ООИК Общественная организация инвалидов колясочников «ПараПлан» Михаил Четвертаков со своей энергичной командой. Проект «Взгляд с высоты» Откровенно говоря в самом начале испытывал некоторую ревность к авиационной теме потом устыдился. Ребята действительно очень работоспособные. Надо отдать им должное, они написали и выиграли президентский грант и такой мощный по интеграции инвалидов в жизнь, что это настоящее чудо. Узнав про программу в социальных сетях В Контакте подал заявку на участие и был принят. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете;…» (Евангелие по Матфею гл. 7 ст. 7- 8). 26 июля 2020 вместе с сыном Глебом сначала заехали в церковь Троицы Живоначальной на улице Юлиуса Фучика, 48 помолились, взяли благословение у Батюшки. Он ещё переспросил и дал добро.

    Отправились в Богородск, через Березовку на аэродром ДОСААФ России Нижегородский аэроклуб им. П. И. Баранова. Богородск, Нижегородское ш., 1. По очень знакомой и давно не «хоженой» дороге. Прибыли. Как всё изменилось. Чисто, здание казармы отремонтировано, вставлены новые окна. Автостоянка не вмещает все машины, её импровизированно расширили. Построен Манифест, крытая площадка для укладки парашютов. Всё цивилизованно. Митинг, открытие, общий вводный инструктаж от Анжелы. Мне назначили инструктора с кем буду прыгать. Рустам. Сразу как то проникся доверием. Он с серьгой в ухе и у меня положительное отношение пирсингу. Возраст просто уже не тот. Оператор Анастасия. Приятная команда. Из дома взял комбинезон теплый синий на синтепоне от полетов на «дельте» и сделал очки на резинке, но Рустам предложил легкий, и шлем с очками, значительно удобней и легче. К прыжку подошёл более осознано. Рустам спросил: «Волнуюсь?» -Да. что говорил он старался выполнить всё точно и допустил таки маленький косячок, оплошность. После отделения ноги раскинул в разные стороны, надо вместе, но не долго. Это хорошо было видно на видео. Прыгали мы с великого, уникального долгожителя биплана АН-2 ОКБ Антонова. Выпускался с 1947 года, и строиться до сих пор в Китае. При ветре 30 м/с может зависать и летать хвостом вперед. Работает в Антарктиде. «… А под капотом притаилась ровно тыща лошадей, И карбюратор перевернутого типа…» (Антуан Брей). Мило, когда называют Аннушка и режет ухо, когда кукурузник. С самолета с боку конечно по другому, чем с вертолета, боковой сильный ветер, руки крепко за ремни впереди, ногами не перебирать, вместе. Настя спиной вперед практически вместе с нами, так перед нами секунд 20 двадцать. В этот момент смело корчу рожу, кривляюсь, рисую руками сердечки, всё получалось. Рустам открыл парашют и Настя ушла вниз, как понял нас встречать но посадке. Всё несказанно хорошо. И это было второй раз. Через два года В Контакте в июне узнаю о продолжение проекта- программы Взгляд с высоты, понял, что есть ещё шанс сигануть. Перед этой командой из Дзержинска Снимаю шляпу. Молодцы. 30 июля к 13.00 уже с дочерью Леной, она живет в Ленинграде, то есть Санкт-Петербурге прибыли на Манифест на открытие. Торжественная часть, общая фотография. Встреча с Геннадием Куликовым. Вместе были на международным автопробеге «Александр Невский – знамя наших побед», организаторы ВОИ под руководством Эдуарда Александровича Житухина. Встреча с Татьяной Куприяновой. Вместе в начале 90-х гонялись на скорость на инвалидных колесницах. Душевно. С Михаилом Четвертаковым. Он своим позитивом просто зажигает. Потом инструктор -спортсмен Анжела рассказала исключительную историю Богородского аэродрома исчисляющую с 1933 года. Таких в России единицы. Открытие, тусовка на УРА. По списку назначили на 5 августа на 13.00. Это пятница, на службе отпросился по семейным обстоятельствам в счёт дня будущего отпуска. Приехал в двенадцатом часу. Попал на выступление курсантов, вероятно кадетов, которых готовят в ВДВ. Молодые мальчишки и девчонки хорошо работают с оружием, ходят строем, поют строевые песни и прыгают. Потом вызвали, на Манифест, прошёл медосмотр, давление в норме. В первый подъём не попал. Волнительное ожидание. «Ведь самый трудный час в бою – час ожидания атаки.» (Семен Гудзенко) Подошёл Алексей Бачаев. Поговорить с ним интересно. Так время и прошло. Настало время Че. Назначили инструктора Андрея Гришина. Оператор Алексей. Пока нам укладывали парашют подогнали подвеску. Всё проиграли. При выходе голову на бок в сторону. Руки перед собой взяв крепко подвесную систему. Ноги вместе. Комбез решили не одевать. Тепло, штаны плотные, ботинки типа берце. Из карманов вынул всё, ещё по старой привычке, в винт не попадет. Попробовал пошутить, что стропорез тоже вынул и оставил. Андрей посмотрел не зло, но сразу понял, что шутка неуместная, по крайней мере пока. Часы уже не надеваю. Когда объявили посадку, то есть команда в самолет. Каждый должен перед камерой представиться и назвать номер упражнения. № 1 это ознакомительный полет в тандеме. Рядом стояли два веселых молодых парня небольшого роста, худые в специальных костюмах, как «летучие мыши». Дословно Википедея: Вингсьют – специальный костюм – крыло конструкция которого позволяет набегающим потоком воздухом наполнять крыло между ногами, руками и телом пилота… Им выпускающий ещё сказал, что бы аккуратней, сегодня тандемы с «подранками» то есть с инвалидами. Потом похоже, что оператор Алексей в камеру сказал упражнение № 54. Из интернета: Прыжок на отработку навыков сложносовмещенной деятельности при сближении с подвижной целью в условиях свободного падения. Сели в легкий двухмоторный турбовинтовой двух килевой самолет Ан-28 по концепции Ан-14 (Пчелка) Их выпущено с 1973 года относительно немого, около двух сотен, но очень удобный не массовой работы парашютистов, с рампой. Мы с Андреем сели ближе рампе по полету справой стороны к выходу слева перед нами только Алексей. Он показал на парашютный высотометр ВП-5К Полный оборот как раз 4 000 метров, красная зона от 800 метров до 0, жёлтая от 1200 до 800 для удобства и конкретности. В авиации должно быть всё визуально четко. До этого летал на таком самолете на аэродроме Истомино просто пассажиром с парашютистами. Когда шасси отрывается от земли они легонько стукают ногами по полу самолета. И если у кого то юбилейный прыжок, то идет по кругу бутылка с шампанским, все по очереди делают по маленькому глоточку и оставляют её в кабине у пилота. И так мы оторвались от земли. Стали набирать высоту Стало холодно. Вспомнил, что от земли каждые 1000 метров минус 6 градусов Цельсия. Значит у земли было 30°, на 4000 – 6° и хорошо закладывает в уши. Это разница в давление. Так высоко, кроме пассажирских самолетов не был. Предыдущие два подъёма были с трех тысяч ну может с небольшим. Ещё раз всё повторили наши действия. Ушли сначала 4 спортсмена, потом втроем наши соседи вдвоем на тандеме с оператором, потом мы втроем с Андреем и Алексеем. Мне показалось, что скорость вниз больше, чем мы прыгали с Рустамом, а может быть, выше, воздух больше разряжен. Алексей подошел к нам достаточно близко. Пара жестов восторга. Стук по плечу, сгруппировался, удар в подвеске. Раскрылся парашют – крыло. Андрей поправил стропы. Немного сдвинулся, что бы удобней было. Если поднять руки клеванты вверх крыло идет с максимальной скоростью. Это надо перед посадкой. Потом зажать клеванты вниз, вертикальная скорость будет минимальной и обязательно против ветра ориентируясь на уложенную большую стрелку или колдун. Это моё представление о посадке. И так Андрей, страхуя пока высоко разрешил сделать два разворота на 180° и один оборот на 360°. Потом взял управление на себя. Подошли к земле по стрелке. Команда Ноги! Поджал колени к груди и стопы кверху. Культурно, мягко приземлились. Погода была совсем безветренная. Думаю если бы небольшой ветерок навстречу было бы ещё мягче. К нам уже подошел Алексей. Восхищение, слова благодарности. Мы сделали это! Это был третий, крайний прыжок. Раньше, может и сейчас за три прыжка давали 3 разряд, но то за самостоятельные. Всё равно очень чудесно и здорово!

    Холодов Валерий.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *